Михаи́л Ива́нович Козло́вский

Художник яркого и многогранного дарования, талантливый скульптор и превосходный рисовальщик, Михаил Иванович Козловский занимает одно из первых мест в истории самого выдающегося века русской скульптуры - XVIII века. М. И. Козловский родился 26 октября 1753 года в семье военного музыканта. Родился в 1753 году в семье флотского трубача. Получил воспитание в Санкт-Петербургской Академии художеств, в которой его ближайшими наставниками были профессора Н. Ф. Жилле и А. П. Лосенко. Получал награды Академии художеств: большая серебряная (1771), малая золотая (1772), большая серебряная и большая золотая (1773). Был выпущен художником скульптуры с аттестатом 1-й степени со шпагой. По окончании курса (1773), став пенсионером академии, был отправлен в Рим (с 1774 по 1779 год) и в Париж (с 1779по 1780 год). Рано обнаружившиеся у мальчика способности к рисованию побудили отдать его в 1763 году в Академию художеств. Здесь он был определен в скульптурный класс, в котором преподавал Н. Жилле - французский художник, воспитатель многих талантливых скульпторов того времени. Помимо лепки, которой Козловский серьезно занимался, большим и искренним увлечением был рисунок. Получив Большую золотую медаль за дипломную работу "Возвращение Святослава с Дуная" (1773), Козловский заканчивает Академию художеств. Для продолжения образования он отправляется в Италию.  В 1780 году Марсельская Академия искусств присваивает художнику звание академика. Это - свидетельство популярности его произведений за границей. М. И. Козловский. 
Вернувшись на родину, Козловский выполняет многочисленные работы по украшению архитектурных памятников. Вернувшись в Россию в 1782 году, за скульптурную группу «Юпитер с Ганимедом», вылепленную за границей, был признан «назначенным в академики». C 1788 по 1797 год находился снова в Париже, где ему было поручено надзирать за пенсионерами, отправленными туда академией художеств.
Он исполняет барельефы для Концертного зала в Царском Селе (архитектор Д. Кваренги) и для Мраморного дворца в Петербурге (архитектор А. Ринальди). Тогда же он исполнил мраморную статую Екатерины И, представив ее в образе Минервы (1785, ГРМ). Художник создает идеализированный, полный величия, образ императрицы-законодательницы. Статуя понравилась Екатерине, и Козловский получил разрешение на поездку в Париж "для вящего приобретения познаний в своем художестве".

В 1790 году в Париже скульптор выполнил статую "Поликрат" (ГРМ). Тема человеческого стремления к свободе, выраженная в произведении, созвучна революционным событиям во Франции, свидетелем которых был Козловский. Мастер изобразил самый напряженный момент страданий Поликрата, прикованного персами к дереву. Никогда еще скульптор не достигал такой экспрессии, драматизма, силы в выражении сложных человеческих чувств и такой образности пластического решения. В этом помогли ему великолепное знание анатомии, работа с натуры. В 1794 году Козловский удостоен звания академика, затем "в уважение к его дарованиям" был назначен профессором, а в 1797 году - старшим профессором. Роль его как преподавателя Академии чрезвычайно высока. Превосходный рисовальщик, чуткий, внимательный педагог, он снискал всеобщее уважение и любовь.
С 1794 года до конца своей жизни преподавал скульптуру в академии. Умер в 1802 году.


Памятник А. В. Суворову на Суворовской площади в Санкт-Петербурге

«Яков Долгорукий, сжигающий царский указ». 1796. ГТГ

Аякс защищает тело Патрокла. Из собрания Русского Музея

Комментарии